Уроки души

Вопрос был задан касательно курса УРОКИ ДУШИ, но я решила ответить в общей группе, так как ответ, думаю, будет интересен для многих….

«На пятом уроке вы говорили про связку «Эмоция — удовлетворение — удовольствие» и особенно отмечали, что должна сформироваться способность удовлетворять свои потребности самостоятельно. Иначе появляются требования к окружающим и обиды, а внутреннее напряжение от неудовлетворенности рождает гнев…..Вопрос: я осознаю, что у меня проблемы с именно самостоятельным удовлетворением потребностей — как с этим работать? Что именно имеется ввиду под словом «самостоятельно» — не могу же я какие-то вещи вместо мужа делать, например. …Вопрос 2: как правильно воспитать эту способность у ребенка?

… Итак, действительно, для духовного роста и психологического развития, личности необходимо стать самостоятельной. Но не в том, что бы заявлять «я делаю, что хочу, а вы меня принимайте такой как я есть». Это скорее признак переходного периода и юношеской незрелости. Самостоятельность — это умение решать свои вопросы САМОМУ, то есть используя в первую очередь собственные возможности. Если описывать алгоритм самостоятельности — он выглядит так:

ПРОБЛЕМА: «ааааа, я опаздываю!!!!!! в 8.30 отправляется мой поезд. Муж обещал быть заехать за мной в 7.50. Его до сих пор нет!!!!».

Как правило, человек в такой ситуации занимает либо позицию Родителя, либо Ребенка.

«Родитель» звонит мужу и возмущенно вопрошает: «как ты мог? ты обещал! где твоя ответственность!!! ты взрослый человек!!! » …. дальше допишите сами. Смысл понятен — обвинения, давление на ответственность, совесть и проч.

«Ребенок» — звонит и со слезами кричит, что опаздывает, что всем на него наплевать и т.д. и т.п.

Что же должен делать «Взрослый»?
Во — первых, проблема должна быть преобразована в задачу.

ЗАДАЧА: » мне нужно успеть на вокзал к 8.30″. Чувствуете разницу? В проблеме нам кто-то, что-то должен. В задаче — возможность решения в наших руках.

Итак, задача поставлена. Дальше думаем: «что я могу сделать, что бы ее решить?». Варианты — вызвать такси, попросить подругу, дождаться мужа (ведь не факт, что он опоздает), сдать билет и проч. Все зависит от вас. И это самый ответственный момент в вопросе самостоятельности. Именно ВЫ принимаете решение. И это решение отражает ваши желания, мысли настроения в настоящий момент. Оно максимально соответствует Вашим задачам. И НИКТО, кроме вас на отвечает за последствия ВАШЕГО решения.

Этому же нужно учить детей.
Разберем на примере: «ааааа!!!! мама, я очень хочу посмотреть мультик, а ДЗ потом сделаю, ну, пожалуйста!!!!!»
Помогаем ребенку сформулировать задачу: » мне нужно успеть и уроки сделать и посмотреть мультик». Предлагаем варианты решения (здесь ваша миссия — не навязать, а объяснить последствия, поскольку ребенок даже самый умный этого сделать не может). Итак: вариант 1 — смотришь мультик, потом делаешь уроки, но будет тяжело, потому что ты будешь сонный. И если не выспишься будет тяжело вставать и учиться. Вариант 2 — делаешь уроки, мультик находим в интернете и смотрим чуть-чуть сегодня, остальное завтра после школы. Ложимся вовремя спать. Вариант 3. смотрим мультик, уроки не успеваем. Получаем плохую оценку. Ее нужно будет исправлять. Значит делать в два раза больше уроков.
Пусть ребенок делает свой выбор. Потом не жалейте его. Не пишите за него домашку. Но и не пилите. От одного недосыпа ничего страшного не случиться. А навык принятия решения будет.
Хотя, конечно, лучший пример — собственное поведение и опыт.
Так что — удачи!

П.С. Кстати, о том как правильно проблемы преобразовывать в задачи мы поговорим подробнее на еженедельном воскресном Клубе!!! Присоединяйтесь. скайп-чат группы https://join.skype.com/RPk9gmbWRr1Q

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *