Ореховый Спас

Третий, дошедший до нас, называют в разных версиях кто Ореховым, кто Хлебным. Празднуют его 29 августа. С названием Хлебный всё просто — к нему выпекался первый хлеб нового урожая. Также в это время проводились ритуалы, направленные на обилие будущего урожая. Так, хозяйка с караваем из зерна нового урожая сопровождала хозяина в поле, где он засевал озимые. Собственно, во многих дошедших до нас обрядах прослеживается преемственность и само наличие Кологода говорит о понимании цикличности развития.
Ещё этот Спас называли “дождинками”. Нетрудно догадаться о происхождении этого имени — ведь с приходом осени начинаются дожди, которые уже не чета летним — моросящие, затяжные, холодные.
При «дожинках» связывали «бороду» из последних оставшихся на убранном поле колосьев, которые торжественно завязывали красной лентой, украшали. На Украине этот обряд носит название Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода).
Ещё на дожин хозяйка приглашала помощников в жатве на пир, пекла духмяные обрядовые шаньги да подавала их политыми растопленным сливочным маслом для полного счастья. В Лешуконском и Пинежском районе ещё традиционно подавалась каша. Собственно, и помощь в жатве называлась «кашей»: «делать кашу», «звать на кашу». На другой день уже этих хозяев звали «на кашу» в помощь для сборки урожая. Сохранилось и старинное название этой каши — «саламата».
Делали её из овсяной или пшеничной муки, предварительно прожаренной на сливочном масле. Такую муку заваривали кипятком, добавляли сметану или сливки и распаривали до состояния жидкого киселя в печи с добавлением масла. Собственно, выражение «заварить кашу» пошло именно от этого способа.
Было принято угощаться от всей души, петь песни, и славить предков да землю-матушку, благодаря за урожай. Такие обряды были донедавнего времени были известны в Мезенском районе и в селах нижнего течения Северной Двины.
Само собой, никакого поста не было, спасский пост — это более поздняя придумка христианства, у славян его не было. И — да, работать на праздники (а жатва, хоть и последних хлебов и с помощниками — это работа) не возбранялось, все запреты и стращание смертными грехами за работу в какой-то день тоже пришли от христианства, как и само понятие греха. Подумайте только — летом каждый день на счету, тем более, что современной техники не было, а собранный летом урожай кормил весь год.
Так что, дорогие наши читатели, желаем, чтобы вы с пользой проводили последние летние денёчки и заваривали только ту кашу, что подаётся со сметаной или сливками! Празднуйте и будьте здоровы!